SAKHAPROFMUSEUM.RU
  • Главная
  • У истоков
    • У истоков профсоюзного движения в Якутии (1917 – 1920)
    • Становление профсоюзов Якутии (1921-1945)
    • Профсоюзы в послевоенное время и в годы развитого социализма (1945-1988)
  • На стыке веков
    • Якутские профсоюзы на стыке веков (1989-2000)
    • Профсоюзы на современном этапе (2001-2021)
    • Доблестный труд
  • Председатели
    • Председатели профсоюзов Якутии
    • Председатели отраслевых профсоюзов
    • 100 лучших председателей ППО
  • Версия для слабовидящих
SAKHAPROFMUSEUM.RU
  • Главная
  • У истоков
    • У истоков профсоюзного движения в Якутии (1917 – 1920)
    • Становление профсоюзов Якутии (1921-1945)
    • Профсоюзы в послевоенное время и в годы развитого социализма (1945-1988)
  • На стыке веков
    • Якутские профсоюзы на стыке веков (1989-2000)
    • Профсоюзы на современном этапе (2001-2021)
    • Доблестный труд
  • Председатели
    • Председатели профсоюзов Якутии
    • Председатели отраслевых профсоюзов
    • 100 лучших председателей ППО
  • Версия для слабовидящих
1970-1980 годы

СПИРИДОНОВ МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ

31.12.1930 – 14.08.2018

Капитан Ленского речного пароходства

Родился в 1930 г. на берегу р. Вилюй, в местности Хатырык-Хомо, Мукучинского наслега, Кобяйского района. 

Родители его были  колхозниками. Его школьные годы прошли в стенах Танаринской средней школы. Жил у родных и в интернате. После окончания 6 класса переехал к отцу в Намский район. Отец его тогда служил на трудовом фронте по строительству нового затока СЯРПа  (Северо-Якутского речного пароходства ГлавСевМор пути).

В победном 1945 г. он, 15-летним подростком, нанялся рядовым матросом к легендарному капитану Афанасию Даниловичу Богатыреву. Тогда по Лене ходили колесные пароходы и работа у юного Михаила была не из легких. Однако, рано оставшись сиротой, сполна познав все тяготы жизни, он с детства научился быть самостоятельным и под руководством прославленного наставника сумел получить отличные практические навыки. Плавания на судах, курсировавших по Лене, Оленьку, Индигирке, Яне и другим крупным северным рекам, нередко в условиях арктической осени, когда дуют жестокие ветры и  бури, рассказы А.Д. Богатырева об его участии в работе полярных экспедиций О.Ю. Шмидта, И.Д. Папанина, Н.И. Евгенова, Ф.А. Матисена только укрепили желание Михаила занять место на капитанском мостике.

Огромная целеустремленность к своей мечте приводит его в стены Якутского речного техникума, затем – Благовещенского речного училища, по окончании которых шаг за шагом он проходит большой трудовой путь от матроса рулевого до капитана одного из самых крупных транспортных предприятий России – Ленского объединенного речного пароходства.

Где бы ни работал Михаил Федорович,  на буксире «Юпитер», танкерах «50 лет ЯАССР» или «Советская Якутия», команды его судов всегда входили в число лидеров пароходства, систематически перевыполнявших навигационные планы, пропагандистов передового опыта, неизменно становившихся победителями социалистического соревнования среди речников Якутии. Энтузиазм и трудоспособность его команды во многом определялись не только организаторскими способностями капитана, но и тем, что М.Ф. Спиридонов ценил и опирался на свой коллектив, лично общался с членами экипажа, умел их слушать, поддерживал молодежь, их инициативы, справедливо усматривая в ней будущее пароходства. Как опытный речник, он также считал своим святым долгом учить их незыблемым флотским традициям, ведь самое главное на реке – «один за всех и все за одного».  Однажды капитану Спиридонову на деле пришлось доказывать жизненную необходимость этих слов, когда в далеком 1976 году в устье реки Яны разразилась беда. Тогда ему пришлось спасать в ночное время, в условиях снегопада и сильнейшей волны экипажи двух судов – танкера и сухогруза, терпевших бедствие вследствие внезапно налетевшего урагана. Только благодаря его личной отваге, мужеству и мастерству успели вовремя снять людей и предотвратить трагедию.

Государство и общество достойно оценили безупречную службу капитана. За выдающиеся заслуги в развитии речного флота и высокопроизводительный труд в перевозке народнохозяйственных грузов 4 мая 1971 года ему присвоено звание «Герой Социалистического Труда». Нелегкую капитанскую работу он успешно совмещал с общественной деятельностью. Дважды избирался депутатов Верховного Совета Якутской АССР.

В течение 70 лет судьба М.Ф. Спиридонова крепко связана с водной стихией: даже после завершения рейсов капитаном на различных судах Ленской флотилии, не в силах расстаться с любимой рекой, он стал начальником судоходной инспекции Ленского бассейна, капитаном-наставником Ленского бассейнового управления водных путей и сообщения. Прекрасно разбираясь в тонкостях своего дела, целенаправленно добивался расширения движения за безопасность судоходства на всех реках Якутии. Охотно передает новому поколению капитанов профессиональные знания и многолетний опыт. Он не понаслышке знает, что их труд определяет, по большому счету, качество и результативность работы всех речников в целом.

Спиридонов Михаил Федорович — Герой Социалистического труда, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, золотой медали «Серп и Молот», высшего Ордена Республики Саха (Якутия) «Полярная звезда», заслуженный работник транспорта Российской Федерации, заслуженный работник народного хозяйства Республики Саха (Якутия), Почетный гражданин Республики Саха (Якутия), Почетный гражданин Кобяйского улуса (района).

Источник: публикации в сети Интернет

Написать письмо

    Музей истории профсоюзного движения в Якутии

    • У истоков профсоюзного движения в Якутии (1917 – 1920)
    • Становление профсоюзов Якутии (1921-1945)
    • Профсоюзы в послевоенное время и в годы развитого социализма (1945-1988)
    • Якутские профсоюзы на стыке веков (1989-2000)
    • Профсоюзы на современном этапе (2001-2021)
    • Доблестный труд
    • Председатели профсоюзов Якутии
    • Председатели отраслевых профсоюзов
    • 100 лучших председателей ППО