07.11.1918 – 01.06.1983
Первый лётчик из якутов. Командир Якутского объединённого авиационного отряда Якутского управления гражданской авиации
Родился 7 ноября 1918 года в селе Иннях Олекминского район Якутии в крестьянской семье. Рано остался без отца, как старший сын помогал матери поднимать младших детей. В 1933 году окончил 7 классов школы в селе Дельгей.
По направлению комсомольской организации поступил в Якутский техникум пушно-мехового хозяйства, уехал в г. Якутск. Осенью 1935 года записался в только что открывшуюся летно-планерную школу. На следующий год по направлению Якутской организации Осоавиахима поступил в Ульяновскую объединенную школу летчиков и авиатехников, был зачислен на летное отделение. В сентябре 1937 года вернулся в родную Якутию дипломированным пилотом. Стал первым летчиком-якутом.
Некоторое время работал в посёлке Незаметный (ныне город Алдан). Затем в Якутском аэроклубе, в феврале 1940 года состоялся первый выпуск авиамехаников Якутского аэроклуба, командиром звена которого был В.И. Кузьмин. Позднее работал пилотом 234-го авиаотряда спецприменения и Ленской группы полярной авиации.
В начале Великой Отечественной войны, в октябре 1941 года, был зачислен в распоряжение Якутской авиагруппы Управления Особой Воздушной линии. В то время решением Государственного Комитета Обороны началось строительство особой воздушной линии для связи с США. Кузьмин, как пилот, обслуживал изыскателей и строителей этой линии. С осени 1942 года работал на воздушной трассе Уэлькаль – Красноярск, по которой началась перегонка самолетов, поставляемых в нашу страну из СШП по ленд-лизу. В 1943 году стал вторым пилотом самолёта СИ-47 8-го транспортного полка 1-й Краснознамённой перегоночной авиадивизии 1-й перегоночной Краснознамённой авиационной дивизии Гражданского воздушного флота. Все военные годы работал на трассе Алсиб, участвовал в перегоне американских самолётов.
В послевоенные годы принимал активное участие в освоении побережья Северного Ледовитого океана, в разведке алмазных месторождений на западе Якутии. Продолжал работу в гражданской авиации Якутии, командиром воздушного корабля С-47 в 14-м транспортном авиаотряде. Со временем освоил новые типы самолетов – Ли 2, Ил-12, Ил-14.
В 1951 году окончил курсы усовершенствования начальствующего состава ГВФ и занимал руководящие должности в 139-м Якутском лётном отряде, стал командиром авиаэскадрильи. Подразделение обеспечивало потребности республики в авиатранспортных услугах, одновременно шла подготовка летных специалистов. Руководимая им эскадрилья, из года в год перевполняла производственный план при полном обеспечении безопасности полетов, ей одной из первых в Якутской авиагруппе присвоили престижное в то время звание «Коллектива коммунистического труда». В мае 1958 года стал пилотом 1-го класса, трижды миллионером (налетал три миллиона километров).
Как летчик, хорошо зарекомендовавший себя на руководящей работе, в феврале 1962 года был утвержден командиром 248-го авиаотряда, объединённого с аэропортом Нижние Кресты Управления полярной авиации. Это авиапредприятие – самое крупное на севере Якутии – обслуживало станции «Северный полюс» и приполярные районы республики, занималась проводкой караванов судов в восточном секторе Севморпути.
В 1963 году был назначен командиром Нижнеколымского авиапредприятия Полярного управления ГВФ. В середине 1960-х годов стали поступать новые турбовинтовые самолеты, и в марте 1965 года Кузьмин добивался освобождения от должности руководителя авиапредприятия, чтобы заняться освоением новой техники. Он прошел переподготовку на самолет АН-12 и уже в середине 1966 года работаем пилотом-инструкторомАн-12. В январе 1967 года был назначен командиром 139-го лётного отряда, осваивающего сразу два типа самолетов – Ан-24 и Ан-12. В том же году он становится заслуженным пилотом СССР.
В 1969 г. возглавил Якутское управление гражданской авиации. Под его руководством была произведена замена огромного парка морально устаревших поршневых самолетов на современные турбовинтовые и турбореактивные лайнеры, расширена география полётов. Шла активная подготовка производственной базы и персонала для приема самолетов 1 класса ТУ-154, ИЛ-76. Осуществлена реконструкция аэропорта Якутск. Все эти годы Якутский ОАО был в числе самых передовых коллективов республики. При огромной занятости, он продолжал летать на самолете АН-12.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 февраля 1973 года за выдающиеся достижения в выполнении плановых заданий по авиаперевозкам, применению авиации в народном хозяйстве страны и освоению новой авиационной техники В.И. Кузьмину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В течение 12 лет плодотворно руководил Якутским объединённым авиапредприятием, до ухода на пенсию в июне 1981 года.
Избирался депутатом Верховного Совета Якутской АССР трёх созывов, Якутского городского совета народных депутатов нескольких созывов.
Заслуженный пилот СССР. Почётный гражданин города Якутска.
Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени (трижды), Красной Звезды, Знак Почёта, медалями.
Жил в г. Якутск. Умер 1 июня 1983 года.
В Якутске установлен памятник В.И. Кузьмину, его имя присвоено улице, площади и средней школе № 30. Учреждены премии и стипендии имени В.И. Кузьмина. На доме, где он жил последние годы, установлена мемориальная доска. Имя «Валерий Кузьмин» носили теплоход, приписанный к порту Тикси, и самолет ТУ-154М авиакомпании «Якутия».
Источник: публикации в сети Интернет